Главная / Судебные экспертизы / Судебно-психологическая экспертиза
Проверка на полиграфе. Обучение полиграфологов. Курсы полиграфологов. Лицензия на осуществление образовательной деятельности - 77Л01 № 037844

Судебно-психологическая экспертиза

     Судебно-психологическая экспертиза — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля или потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду. Исследования направлены на установление обстоятельств  путем изучения психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия определенных обстоятельств и факторов.

     Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения).

1360310823  Когда необходимо проведение психологической экспертизы?

По уголовным делам:

1.     Диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное  влияние  на сознание и деятельность человека.

2.     Диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта.

3.     Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями.

4.     Установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правдивые показания.

5.     Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

6.     Установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний, потери контроля, потери ориентировки и т. д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в сфере деятельности.

По гражданским делам:

1.     Установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами.

2.     Установление психологической совместимости супругов.

3.     Установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

4.     Установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения.

5.     Выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности.

6.     В спорных ситуациях, требующих выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

1360310823  Какие вопросы ставятся на разрешение перед  экспертом - психологом?

Для исследования детско-родительских отношений. Определение степени участия родителей в воспитании ребенка  (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно):

1.     Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?

2.      В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?

3.     Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?

4.     Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?

5.     Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на специфику психического развития ребенка и его психологический уровень?

6.     Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца  или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психическое развитие ребенка?

 Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):

1.     Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?

2.     Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?

3.     Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?

4.     В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?

5.     Каковы психологические перспективы жизни ребенка в "альтернативной" семье?

Для выявления дееспособности и способности подэкспертного лица к сделке:

1.     Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?

2.     Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?

3.     Анализ способности испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате? Учитывается состояние психического здоровья  испытуемого лица и обозначенные обстоятельства заключения сделки (конкретная сделка).

4.     Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?

Для проведения экспертизы личности обвиняемого:

     Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и другие), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?

Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:

1. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?

2. Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?

3. Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?

 Для проведения экспертизы свидетелей:

1. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

2. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?

3. Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?

1360310823 Какие материалы необходимы для проведения экспертизы?

     Прежде всего, необходимо обеспечить возможность взаимодействия специалиста с подэкспертным лицом, для исследования психических свойств личности.  Если нет возможности  очного исследования личности, экспертиза проводится заочно. В  случае заочной экспертизы  предоставляется вся необходимая документация (личное дело, характеристики, медицинские карты, и т.д).