Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля или потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду. Исследования направлены на установление обстоятельств путем изучения психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия определенных обстоятельств и факторов.
Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения).
Когда необходимо проведение психологической экспертизы?
По уголовным делам:
1. Диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное влияние на сознание и деятельность человека.
2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта.
3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями.
4. Установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правдивые показания.
5. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
6. Установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний, потери контроля, потери ориентировки и т. д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в сфере деятельности.
По гражданским делам:
1. Установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами.
2. Установление психологической совместимости супругов.
3. Установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.
4. Установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения.
5. Выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности.
6. В спорных ситуациях, требующих выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Какие вопросы ставятся на разрешение перед экспертом - психологом?
Для исследования детско-родительских отношений. Определение степени участия родителей в воспитании ребенка (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно):
1. Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
2. В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?
3. Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
4. Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
5. Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на специфику психического развития ребенка и его психологический уровень?
6. Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психическое развитие ребенка?
Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):
1. Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
2. Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
3. Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
4. В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
5. Каковы психологические перспективы жизни ребенка в "альтернативной" семье?
Для выявления дееспособности и способности подэкспертного лица к сделке:
1. Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?
2. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
3. Анализ способности испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате? Учитывается состояние психического здоровья испытуемого лица и обозначенные обстоятельства заключения сделки (конкретная сделка).
4. Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
Для проведения экспертизы личности обвиняемого:
Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и другие), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?
Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:
1. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?
2. Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?
3. Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?
Для проведения экспертизы свидетелей:
1. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
2. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
3. Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?
Какие материалы необходимы для проведения экспертизы?
Прежде всего, необходимо обеспечить возможность взаимодействия специалиста с подэкспертным лицом, для исследования психических свойств личности. Если нет возможности очного исследования личности, экспертиза проводится заочно. В случае заочной экспертизы предоставляется вся необходимая документация (личное дело, характеристики, медицинские карты, и т.д).