Краткое описание методик
Краткое описание методик, используемых при проведении тестирования на полиграфе
1. Методика контрольных вопросов.
Применение Методики контрольных вопросов (далее – МКВ; современное наименование – «Методика вопросов сравнения») наиболее эффективно в целях выяснения степени информированности обследуемого по одной теме из числа интересующих инициатора, когда речь идет о необходимости исследования конкретных фактов.
В тесты, составленные по МКВ, включаются вопросы, которые принято именовать нейтральными, жертвуемыми (подготовительными), проверочными (релевантными), контрольными (вопросы сравнения).
Нейтральные вопросы заведомо не должны быть значимыми для обследуемого в контексте проводимого исследования и не вызывать у него психофизиологических реакций. Они предназначены для оценки нормальных физиологических изменений в организме обследуемого, ослабления напряжения обследуемого после предъявления проверочных вопросов и восстановления его физиологической нормы, существующей на период тестирования. Нейтральные вопросы должны формулироваться четко и кратко и только на основе достоверных фактов.
Жертвуемым называется вопрос, который задают в самом начале теста. По своей направленности он фактически является проверочным, однако при анализе результатов теста его не учитывают. Вопрос озвучивается, чтобы уменьшить напряжение непричастного (невиновного) тестируемого при последующих предъявлениях основных проверочных вопросов теста, отвечая на которые, он говорит правду. Именно поэтому жертвуемый вопрос иногда также называют «подготовительным». Поскольку реакции на данный вопрос не учитываются, он может иметь любую продолжительность и должен охватывать как можно больше уточняющих признаков исследуемого события. Сформулировав максимально широко первый из числа проверочных - жертвуемый вопрос теста, остальные проверочные вопросы можно будет формулировать предельно кратко и четко.
Проверочными являются вопросы по существу проводимого исследования, анализ реакций обследуемого на которые позволяет решать задачи ПФЭИ. При правильно сформулированных проверочных вопросах и их правильном обсуждении в ходе предтестовой беседы причастные (лгущие, виновные) тестируемые реагируют на эти вопросы значительно сильнее, чем непричастные тестируемые (говорящие правду, невиновные).
Контрольные вопросы (вопросы сравнения) предназначены для обеспечения методической корректности процедуры тестирования на полиграфе. Они используются в качестве сравнительного эталона степени выраженности реакций. При правильном формулировании и обсуждении в ходе предтестовой беседы в соответствии с предписанными методическими требованиям непричастные (невиновные) лица, говорящие правду при ответах на проверочные вопросы, реагируют на контрольные вопросы значительно сильнее, чем причастные (виновные) тестируемые, говорящие ложь при ответах на проверочные вопросы.
Контрольные вопросы должны подбираться полиграфологом индивидуально для каждого обследуемого в контексте конкретной ситуации, послужившей поводом для проведения ПФЭИ. Существует два варианта вопросов сравнения – вопросы «вероятной лжи» (ВВЛ) и вопросы «управляемой лжи» (ВУЛ). Их необходимо тщательно обсуждать с обследуемым, чтобы в момент предъявления теста они не стали для него неожиданными по смыслу и не вызвали удивления или замешательства. Предпочтительнее работать с вопросами, на которые предполагается (и после обсуждения дается обследуемым) отрицательный ответ – «нет».
Существуют различные варианты построения тестов по МКВ. Они приводятся в специальной литературе.
В настоящее время к числу апробированных, наиболее эффективных и широко применяемых на практике относится так называемый тест «зон сравнения» (в международной терминологии – «Zone of Comparison Test»). При его использовании реакции обследуемого на каждый проверочный вопрос сравниваются с реакциями на предшествующий ему контрольный вопрос, которые совместно образуют так называемую «зону сравнения».
В свою очередь, существует несколько вариантов построения и самих тестов «зон сравнения», характеризующихся разными форматами, количеством проверочных и вспомогательных вопросов, а также разными способами оценки полученных результатов. Подробнее см., например:
Условное наименование
теста
|
Источники
|
Тест зон сравнения
|
|
Однотемный одноаспектный (с тремя проверочными вопросами) или многоаспектный (с четырьмя проверочными вопросами) тест, разработанный в университете штата ЮТА (США)
|
|
Тест зон сравнения Клива Бакстера |
|
Тест SKY / ПЗВ |
|
Тест четырехтрекового сравнения зон Матте |
|
Тест смешанного типа, разработанный сотрудниками КГБ СССР |
|
Тест комплексной оценки вовлеченности
|
1. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс / С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. – Ярославль, 2004. – 464 с. 2. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа: учебное пособие. – 5-е изд. – Москва, 2015. – 271 с. |
Тест оценки значимости версий |
1. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс / С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. – Ярославль, 2004. – 464 с. 2. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа: учебное пособие. – 5-е изд. – Москва, 2015. – 271 с. |
Модифицированный тест общих вопросов |
|
2. Методика выявления скрываемой информации.
Методика выявления скрываемой информации (МВСИ), или «Методика вопросов на фактическую осведомленность», теоретически считается самой надежной, однако на практике имеет ограниченное применение, поскольку далеко не всегда могут быть соблюдены методические требования, непосредственно обуславливающие ее эффективность. МВСИ следует использовать в комплексе с другими методиками.
Применение МВСИ основано на том, что обследуемый, имеющий непосредственное отношение к событию, послужившему поводом для проведения ПФИ, неизбежно узнает реальные конкретные детали при их предъявлении в ряду других аналогичных, не связанных с событием, что ведет к появлению соответствующих психофизиологических реакций. Для обследуемого, не имеющего отношения к случившемуся, характеризующие событие детали ничем не отличаются от прочих предъявляемых в общем ряду, и его психофизиологические реакции на все вопросы носят случайный характер.
МВСИ должна применяться только тогда, когда существует уверенность в том, что осведомленность тестируемого о деталях случившегося обусловлена тем, что он мог быть участником или очевидцем событий. При предъявлении тестов, составленных по данной методике, должна быть исключена возможность получения обследуемым сведений о событии из иных источников (от других участников произошедшего, лиц, ведущих расследование), а также возможность распознавания реальных (известных инициатору и полиграфологу) деталей или их домысливания.
Тесты по МВСИ составляются с учетом следующих требований:
- применять методику можно только в том случае, когда полиграфолог абсолютно точно знает конкретные, реально имевшие место в действительности исследуемые детали события;
- каждый тест должен быть ориентирован на изучение только одной конкретной детали, заведомо известной полиграфологу и обследуемому, скрывающему свою осведомленность по данному факту, но неизвестной добросовестному, не владеющему соответствующей информацией обследуемому;
- изучаемая деталь произошедшего по возможности должна быть приметной для участников события (предполагается, что они могли и должны были обратить на нее внимание и запомнить);
- искренний обследуемый не должен владеть информацией из каких-либо источников относительного того, какой из вопросов теста связан с реально имевшим место фактом; он также не должен догадаться об этом исходя из контекста вопросов или по иным косвенным признакам; все предлагаемые в тесте варианты должны быть для обследуемого равновероятными;
- с одной стороны, вымышленные детали развития события (описание тех или иных исследуемых признаков и т.д.) в альтернативном ряду должны быть той же природы, что и подлинная деталь произошедшего, но не иметь с ней явных общих признаков и логико-смысловых связей, четко отличаться от нее и друг от друга; с другой - истинная деталь произошедшего не должна во время предъявления теста выделяться по лексико-акустическим и другим второстепенным характеристикам.
Подробнее см., например:
Условное наименование
теста
|
Источники
|
Тест на фактическую осведомленность
|
Пеленицын А.Б., Сошников А.П. Современные технологии применения полиграфа: часть четвертая – М., 2015. – 408 с. |
Тест пика напряжения |
|
Тест на знание виновного |
|
Прим. Среди приведенных в таблице только «Тест на фактическую осведомленность» является максимально приближенным к авторскому варианту «Теста на знания виновного», разработанного Д. Ликкеным (David Thoreson Lykken), профессором психологии и психиатрии университета Миннесоты (США). Тест имеет максимально детализированную пошаговую инструкцию применения и эффективную математическую модель, обеспечивающую максимальную точность получаемых результатов.
3. Вспомогательные приемы.
К числу вспомогательных относятся разновидности ранее рассмотренных МКВ и МВСИ, а также самостоятельно разработанная методика проверочных и нейтральных вопросов (МПНВ).
В настоящее время МПНВ применяется крайне редко – как правило, при подборе, оценке и аттестации персонала, поскольку не позволяет делать выводы с достаточно высокой степенью достоверности. МПНВ позволяет предварительно оценить степень осведомленности обследуемого лица по множеству разнообразных тем, чтобы впоследствии верифицировать сделанные выводы с помощью более надежных методик.
МПНВ рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
- обследуемый категорически отказывается отвечать на контрольные вопросы (вопросы сравнения);
- обследуемый хорошо знает общую методологию ПФЭИ и имеет опыт прохождения проверок на полиграфе;
- полиграфолог предполагает, что обследуемый применяет приемы противодействия;
- круг подлежащих решению задач нуждается в уточнении.
Вопросы тестов, составленных по МПНВ, обсуждаются с обследуемым в ходе предтестовой беседы. Используются вопросы двух типов: нейтральные и проверочные.
Формулировки заранее подготовленных по тематическим шаблонам как нейтральных, так и проверочных вопросов уточняются полиграфологом в ходе предтестовой беседы. Вопросы в тестах группируются по темам, интересующим инициатора (факты биографии обследуемого, криминальное прошлое, причастность к каким-либо событиям и действиям и т.д.). По каждой теме готовится несколько проверочных вопросов, детализирующих различные ее аспекты.
Применение вспомогательных приемов не позволяет в полном объеме решать задачи ПФЭИ, однако в зависимости от ситуации может быть эффективным в дополнение к основным.