Главная / Научная деятельность / Статьи и публикации / Комплексное исследование военных курсантов на профпригодность с применением полиграфа
Проверка на полиграфе. Обучение полиграфологов. Курсы полиграфологов. Лицензия на осуществление образовательной деятельности - 77Л01 № 037844

Комплексное исследование военных курсантов на профпригодность с применением полиграфа

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЕННЫХ КУРСАНТОВ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ C ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Карен Панчулазян

К.б.н., с.н.с. Лаборатории психофизиологии Института физиологии им. Л. А. Орбели НАН РА, эксперт-психофизиолог-полиграфолог, авиапсихолог 

        Психика – наиболее совершенный и наиболее ранимый вид адаптации человека к социальной, экологической и профессиональной среде и при действии на организм экстремальных нагрузок, особенно в ситуации хронического напряжения, может нарушаться в первую очередь. Нарушение психической адаптации у военных летчиков в профессиональной стрессогенной ситуации развивается как последовательные 4 стадии психологического кризиса, – трудность, замедленность, неполнота и срыв адаптации личности к быстро изменяющимся, экстремальным условиям проявляются в форме дезадаптивного отклонения поведения. Летная команда современного военного воздушного судна в учебном, тренировочном и особенно боевом полете подвержена воздействию психофизиологических опасных факторов (ПФОФ) полета, как проявление ограниченных возможностей или нарушения функционирования отдельных психофизиологических систем организма, влияющее на психологическое обеспечение безопасности полета (ПОБП) в целом.

        Страх или опасение в разумных пределах летчика перед полетом был и всегда будет нормальной человеческой реакцией на фактор случайности и опасности полета в военной авиации. Положительная летная мотивация и нормальные психологические защитные механизмы обычно уравновешивают отрицательные последстия эмоционального стресса в полете [1]. Оценка летной мотивации – подготовленность, отношение летчика к возможной опасности, его умение справляться с опасностями, его психофизиологические реакции на экстремальные экзо- и эндогенные раздражители – определяется человеческим фактором (ЧФ) [2]. ЧФ включает физиологические (возбудительно-тормозные реакции), психофизиологические (реактивация иммунитета, тип нервной системы, эмоциональная устойчивость, оперативная память и лабильность мышления, координация движений, скорость и быстрота в действиях, устойчивость психомоторных и сенсорных компонентов деятельности в экстремальных условиях и др.), психологические (стрессовая толерантность), психофизические (соматотип), социальные (психосоционика) характеристики организма, определяющие способности, резервы, стабильные свойства личности в процессе военно-летной деятельности [3]. Как считают военные эксперты НАТО, победы в вооруженных конфликтах XXI века будут достигаться не только за счет военно-технического превосходства, но и благодаря умелому использованию психологического воздействия и ЧФ [4]. Строгий отбор с исследованием индивидуально-психологических особенностей (ИПО) курсантов на профпригодность в Вооруженных силах (ВС) Республики Армения (РА), систематическое комплексное психофизиологическое тестирование, тренинг и психологическая постстрессовая реабилитация с применением многофункционального профессионального компьютерного полиграфа (КП) являются необходимой гарантией того, что курсант прошедший обучение и ставший военным летчиком, будет иметь все необходимые психофизиологические и морально-психологические качества, чтобы справиться с профессиональными авиационными стрессовыми и боевыми опасными ситуациями.

     В ноябре – декабре 2014 года и в феврале – марте 2015 года по предложению Руководства МО РА в Лаборатории психофизиологии Института физиологии НАН РА по программе Психологическое Обеспечение Безопасности и Реабилитации (ПОБР) ВС РА проведено многостороннее комплексное психофизиологическое и психологическое исследование индивидуальных биологических особенностей курсантов двух курсов Военно-авиационного института (ВАИ) МО РА на профпригодность в ВС РА с применением (КП). Научно-практическое исследование проводилось по международным стандартам адаптированными к военно-авиационной специфике апробированными психофизиологическими, психологическими и полиграфологическими методиками. Использовался неэкспериментальный (наблюдение, беседа, изучение и сравнительный анализ продуктов деятельности), экспериментальный (квантифицированная физиологическая регистрация функционального состояния организма в динамике эксперимента с применением КП), экспертный (методика индивидуальной психодиагностики биологических особенностей организма) методы исследования. Определялся психофизиологический статус (ПФС) индивида по корреляции выявляемых типов личности, характера и темперамента, психоинформационного и физиологического компонентов. Авторской системой интегральных методик комплексного психологического опроса (КПО) с применением КП оценивалась достоверность вербальных ответов исследуемых по неспецифическим физиологическим, психовегетативным, мимическим и психомоторным интегральным реакциям организма [5 – 7]. 

        В ПОБР ВС РА входит триада направлений с транзитивными семантически взаимодополняемыми компонентами комплексного психофизиологического и психологического исследования военных курсантов и профилактики ПФОФ полета с применением КП для: 1) выявления индивидуальных биологических особенностей курсантов на профпригодность; 2) исследования и решения задач ЧФ в системе ПОБП; 3) психокоррекции вероятных профессиональных функциональных нарушений нервной системы и реактивация иммунитета к экстремальным экзо- и эндогенным раздражителям.

        Цель исследования – определение индивидуальных континуальных наследственных (генотип) и приобретенных (фенотип) психофизиологических, психологических, психофизических и психосоциальных особенностей курсантов ВАИ МО РА с применением КП на профессиональную пригодность 4-х степеней по Е. А. Климову [8]. Психофизиологическое и психологическое тестирование биологических компонентов организма с определением ПФС индивида и психотренинг положительной военно-летной мотивации с применением КП. Превентивное выявление и психокоррекция функциональных постстрессовых нарушений нервной системы (стрессы, острые и хронические тревожные предполетные состояния, неврозы различной этиологии) курсантов адаптированными к военно-летной специфике и оптимизированными под национальный менталитет психофизиологическими, психологическими и полиграфологическими методиками. Комплексное психофизиологическое, психологическое и полиграфологическое исследование и решение задач ЧФ в Вооруженных силах (ВС) РА на примере ВАИ МО РА в системе ПОБП. Создание конфиденциальной базы персональных данных (БПД) курсантов ВАИ МО РА в исполнении функциональных учебно-тренировочных обязанностей (ФУТО).

        Задачи исследования – поддержание положительной военно-тренировочной летной мотивации курсанта (военного летчика-инженера) и постстрессовая психоэмоциональная реадаптация к воздействию специфических стрессорных факторов с применением КП. Формирование мобилизационной готовности к сложным видам полетов технического, метеорологического, учебно-тренировочного, боевого характера и повышение стрессоустойчивости при выполнении боевых заданий военных летчиков. Изучение внутри- и межличностных отношений курсантов при комплектации психологически совместимых военно-летных экипажей в системе ПОБП. Предупреждение негативного проявления ЧФ в экстремальных ситуациях и адаптация иммунитета к экстремальным экзо- и эндогенным раздражителям. Обеспечение надежности военно-летной деятельности и безопасности полетов в целом; при этом учитывается, что абсолютной профпригодности не бывает, т.к. все люди индивидуальны и одинаковые профессиональные качества индивидуализированы биологическими особенностями личности. Задача профориентации – помочь Начальству ВАИ МО РА при отборе курсантов на профпригодность в многостороннем определении личностных и интеллектуально-профессиональных качеств, необходимых в стрессогенной военно-авиационной деятельности ВС РА.

     Актуальность исследования – в настоящее время в ВС РА в полной мере не применяются многофункциональные возможности КП в прикладном психофизиологическом исследовании и психологическом обеспечении безопасности кадровой стратегии в укреплении обороноспособности РА. Научно-практическая программа ПОБР ВС РА соответствует высоким требованиям МО РА в решении задач человеческого фактора, реализации HR и постстрессовой реабилитации оперативными методами полиграфологии.

        Материал и методы исследования. Психологическое тестирование (ПТ), психофизиологическое исследование (ПФИ) и КПО с применением КП на профпригодность по Е. А. Климову прошли 25 курсантов двух курсов ВАИ МО РА в возрасте 18 – 23 лет. Из них 14 курсантов 3-го курса в возрасте 19 – 23 лет и 11 курсантов 1-го курса в возрасте 18 – 19 лет. В качестве технического оснащения в комплексном исследовании использовался КП LX-3000SW лицензированной компании Lafayette Instrument (Indiana 47903, USA) с программным обеспечением Polygraph LX Software V.8.1.1 и алгоритмом обсчета результатов POLYSCORE®, который реализует количественный анализ физиологической информации на основе современного метода системы статистических сравнений Objective Scoring System (OSS) под управлением операционной системы Windows®. По данным Applied Physics Laboratory (APL) Университета Джона Хопкинса (США) этот алгоритм обеспечивает достоверность интерпретации более 99% и позволяет полиграфологам достичь практически полного консенсуса в оценке точности ПФИ [9]. Физиологические сигналы от датчиков и блока сбора данных (БСД) КП оцифровываются и хранятся на магнитных носителях высокой плотности. Система цифровой обработки данных OSS представляет эмпирическую основу результатов количественного анализа и подтверждает достоверность выводов полиграфолога [10]. Регистрируется также изменение интегральных неспецифических вегетативных реакций организма в границах «норма – акцентуация – патология» в ответ на произвольное вербальное (семантическое) и непроизвольное невербальное (просодическое) раздражение [11]. Выявляются ИПО по флуктуации 5 каналов физиологических индикаторов интегральной реактивности организма – объема и частоты пульса (кардиоваскулярная реакция), электрокожного сопротивления (кожногальваническая реакция-КГР), респирации (грудного и диафрагмального дыхания) в процессе КПО курсанта на профпригодность. Все физиологические данные, одновременно отображенные и зарегистрированные в ходе предыдущих ПФИ КП, воспроизводятся для количественного анализа и интерпретации психофизиолога-полиграфолога [12]. Тесты ПТ, ПФИ и транзитивные компоненты КПО адаптированы к специфике военной авиации, индивидуальным психологическим, психофизиологическим, психофизическим, психосоциальным особенностям, этноменталитету, наличию самостоятельного/общего времени налета и интеллектуально-профессиональному уровню каждого курсанта – будущего военного летчика-инженера ВС РА.

         Результаты и обсуждение. Обработка, сравнительный анализ и обобщающий синтез полученных достоверных экспериментальных данных по более 30 компонентам КПО, ПТ и ПФИ с применением КП 25 курсантов двух курсов ВАИ МО РА показал существенные результаты, дифференцированные по 4 степеням профессиональной «непригодности», «пригодности», «соответствия» или «призвания» по Е. А. Климову. Резюмирующий анализ обнаруженных качественно-количественных корреляций индивидуальных биологических и интеллектуально-профессиональных данных курсанта ВАИ МО РА обосновывает заключение психофизиолога-полиграфолога о его профпригодности к военно-летной службе в ВС РА.

         Отдельные курсанты обратились за психологической помощью по поводу эпизодических межличностных отношений и ситуативных невротических психосоматических нарушений. На фоне контрольной БПД этих курсантов методикой биологической обратной связи (БОС), с регистрацией КП физиологических реакций организма, проведена когнитивно-поведенческая и имплозивная («in sensu») психокоррекция острого тревожного состояния вербальным моделированием различных по психоэмоциональной значимости межличностных и учебно-практических ситуаций.  Это содействовало постепенной условнорефлекторной адекватности, возбудительно-тормозной  сбалансированности и своевременности физиологических реакций на произвольные вербальные экзогенные раздражители, и в результате, – психологической регуляции нервной системы и восстановлении положительной летной мотивации. С этими курсантами проведен индивидуальный психотренинг (деятельностный, личностного и профессионального роста) летной мобилизационной готовности и профилактика контролируемости и преодолимости ПФОФ полета с целью ПОБП в целом. Все курсанты прошли обучение превентивным методам респираторной и соматореспираторной ауторегуляции в профилактике профессионального стресса различной этиологии.        

        Научно объективные результаты ПОБР ВС РА позволяют преподавателям, инструкторам и Начальству ВАИ МО РА на основе контрольной многоцелевой информации БПД, подходить к каждому курсанту индивидуально и максимально продуктивно в профессиональном становлении военных летчиков-инженеров ВС РА.

        Результаты комплексного психофизиологического и психологического исследования индивидуальных особенностей курсантов ВАИ МО РА на профпригодность с применением КП показали летную мобилизационную готовность и необходимость действия программы ПОБР ВС РА в: 1) отборе курсантов на стадии вступительных экзаменов в ВАИ МО РА; 2) поддержании положительной военно-летной мотивации; 3) индивидуальном/курсовом научно-практическом превентивном тренинге летной мобилизационной готовности; 4) восстановительной психокоррекции профессиональных постстрессовых состояний в системе ПОБП; 5) исследовании и решении задач ЧФ в военной авиации и профилактики ПФОФ полета; 6) выявлении конфликтных зон и укреплении межличностных отношений в решении задач конфликтологии; 7) определении присущих курсантам сильных/слабых качеств личности, которые способствуют/препятствуют исполнению ФУТО; 8) психомониторинге динамики учебно-практических и спортивных занятий.

        Сохраняя секретность конфиденциальной информации БПД ВАИ МО РА, научно-экспериментальные цифровые данные, индивидуальные психофизиологические и психологические характеристики, специализированная интерпретация достоверных результатов тестирования и научно объективные выводы комплексного исследования военных курсантов на профпригодность с применением КП представлены только Руководству МО РА, Начальству ВАИ МО РА и в статье не отражены.

        Тренинг профессиональной компетентности, социально-психологического и личностного роста с применением КП минимизирует психогенез психофизиологических опасных факторов полета и снижение надежности и эффективности взаимодействия курсанта с военно-авиационной техникой в системе «военный летчик – воздушное судно – среда». Созданная специализированная контрольная БПД курсантов ВАИ МО РА, позволяет максимализировать продуктивность учебно-практических занятий в становлении военных летчиков-инженеров.

        Системность научно-практического комплексного психофизиологического и психологического исследования биологических особенностей и своевременной регуляции нервной системы военных курсантов с применением КП по программе ПОБР ВС РА с высокой достоверностью обеспечивает предсказуемость изменения функционального состояния организма, позитивное влияние ЧФ, поддержание положительной военно-летной мотивации в исполнении ФУТО будущих военных летчиков-инженеров МО РА.

Выводы 

  1. Компьютерный полиграф является многофункциональным интегральным индикатором измеряемости биоэнергетики организма при комплексном исследовании индивидуальных биологических особенностей военных курсантов в психологическом обеспечении деятельности ВАИ МО РА.

  2. Комплексное психофизиологическое и психологическое исследование c применением полиграфа является достоверной многосторонней системой обнаружения корреляции индивидуальных биологических особенностей военных курсантов на профпригодность и и профилактики психофизиологических опасных факторов полета.

  3. Регистрация полиграфом неспецифических физиологических реакций организма позволяет оценивать достоверность сообщаемой информации, значимость непроизвольных мимических, вегетативных, психомоторных проявлений и акцентуации характера военных курсантов.

  4. Многостадийное психологическое тестирование с применением полиграфа адекватной летной мотивации и эмоциональных реакций на полет позволяет оперативно выявлять психовегетативные проявления и проводить психокоррекцию стрессового состояния организма методом биологической обратной связи.

  5. Комплексный психологический опрос с применением полиграфа позволяет корректное проведение индивидуального и группового психологического тренинга и мониторинга военных курсантов с целью поддержания положительной летной мотивации, личностного роста, определения психосовместимости летного экипажа.

  6. Кооперация континуальных компонентов психофизиологического исследования, психологического тестирования и комплексного психологического опроса с применением полиграфа позволяет с высокой достоверностью оперативно решать задачи научно-исследовательского и прикладного значения.

     

Источники и литература

  1. Леви Л. Физиологические и психологические реакции. В кн.: Эмоциональный стресс. Медицинские и военные последствия стресса. Л., «Медицина». 1970, 3, 2, с. 296 – 299.

  2. Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях. Зарубежное военное обозрение. М.,  2004,  №11, с. 34 – 43.

  3. Овчаров В. Е. «Человеческий фактор» в авиационных происшествиях. М., Полиграф. 2005, с. 21 – 23.

  4. Стрелецкий А. В. Исследования в области совершенствования профессионализма личного состава ВС США. Зарубежное военное обозрение. М., 2006, 5, с. 15 – 19.

  5. Панчулазян К. А. Психологическое и психофизиологическое исследование персонала в кадровой стратегии предпринимательской деятельности. Доклады НАН РА, 2012, 112, 3,  с. 320 – 327.

  6. Панчулазян К. А. Психофизиологическое исследование функционального состояния организма с применением полиграфа в обеспечении психологической безопасности кадровой стратегии. Доклады НАН РА, 2014, 114, 3, с. 271 – 278.

  7. Панчулазян К. А. Психофизиологическое исследование персонала с применением полиграфа. 21-й век НОФ «Нораванк», 2015, 37, 4, с. 95 – 104.

  8. Климов Е. А. Тип профессий «человек – природа». МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2008, 2, С. 7 – 12.

  9. Harwell E. M. A comparison of 3- and 7- Position Scoring Scales with Field Examinations. Polygraph, 2000, 29, 2, С. P. 195 – 197; Matte J. A. Psychological Structure and Theoretical Concept of the Backster Zone Comparison Technique. Polygraph. 2007, 36, 2, P. 84 – 90.

  10. Пеленицын А. Б., Сошников А. П. О научной обоснованности применения полиграфа. Эксперт-криминалист,  Изд-во Юрист, М., 2011,  № 2, с. 12 – 15.

  11. Панчулазян К.А. Неспецифические реакции организма на эквивалентные уровни акустической энергии. Вестник МАНЭБ, 2005, 10, 5, 2, С. 175 – 177.

  12. Сошников А. П. Оценка персонала. Психологические и психофизиологические методы. М., Эксмо, 2010, С. 27 – 33.