Профессионализм и этика полиграфолога
В последнее время все чаще в профессиональной сфере полиграфологов обсуждаются вопросы, связанные с качеством обучения, уровнем квалификации специалистов и соблюдением профессиональной этики, которые вызывает достаточно большой интерес.
Высококвалифицированный специалист-полиграфолог в своей работе не только обязан досконально знать свой предмет, подходить к исполнению своих обязанностей с высокой моральной ответственностью и все время повышать уровень своего образования, исходя из современных тенденций, но и в первую очередь, быть крайне порядочным и непредвзятым специалистом.
Почему сегодня поднимаются вопросы этики в профессии?
Какими нашими совместными действиями можно воспрепятствовать лже-специалистам и что надо делать, чтобы повысить статус профессии? Эти вопросы должен задавать себе каждый думающий и смотрящий в будущее полиграфолог.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм, правил поведения специалиста с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Ещё Аристотель отмечал, что действия человека целесообразны и что у каждой деятельности — своя цель. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базируются на общечеловеческих нормах морали и предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда переходящую в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых присутствует разного рода зависимость людей от действий профессионала, где последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей.
Всё это, в полной мере относится к нашей профессии. Актуальность этой темы для нашего сообщества очевидна. Не вызывает сомнений и то, что вся наша деятельность строится на этических принципах, которые должен соблюдать каждый полиграфолог.
В профессиональном сообществе полиграфологов России неоднократно отмечалось, что применение полиграфа в стране происходит бесконтрольно. Уровень подготовки многих специалистов-полиграфологов оставляет желать лучшего. Обучением зачастую занимаются люди без профильного педагогического образования, соответствующей квалификации, громко заявляя на страницах своих сайтов, что только здесь слушателям передается опыт, накопленный со времен Джона Ларсена и Леонарда Килера, хотя сами даже не имеют понятия о термине «Капкан Брокау”, вошедшим в употребление еще в 1985 году. Интернет, в данном случае и, к большому сожалению, позволяет поднимать «образовательную пену» на первые страницы поисковых систем и удерживать её неопределенное время. Выпускники таких псевдо-школ, различных «академий», «институтов» и прочих абсолютно не учебных заведений, не могут адаптироваться в своей деятельности и сформировать компетенции, позволяющие совершенствовать свои знания и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.
Тестирование на детекторе лжи – это не только расшифровка данных полиграфа, это, прежде всего, навыки, умения полиграфолога и его обширные знания не только по психологии, физиологии и юриспруденции. Плохо подготовленные специалисты, не имея достаточно твердых профильных знаний и опыта, выдают не объективные заключения, бросая тень на всю нашу профессию, заставляя людей сомневаться не только в достоверности заключений, но и в практической пользе применения полиграфа в повседневной жизни.
В этой ситуации считаем целесообразным поставить профессиональный заслон расплодившимся псевдошколам, рассмотрев в рамках конференции требования-рекомендации к минимальной оснащенности и обеспеченности образовательного процесса учебных заведений (центров), реализующих образовательные программы профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов-полиграфологов.
Следует отметить, что специалисты с низкой квалификацией в условиях правового вакуума пытаются внедрять в практику псевдо-научные "разработки". В то время, когда Детектор лжи набирает популярность, бывает, что проверка на полиграфе оказывается в ведении некомпетентных людей, которые дискредитируют нашу профессию. Этого допускать нельзя.
Утверждение международных квалификационных требований и системы оценки профессиональных компетенций специалистов, подтверждения соответствия высоким стандартам профессии полиграфолога, будут способствовать созданию эффективной защиты граждан и руководителей различных форм собственности от недобросовестных и малокомпетентных представителей нашего профессионального сообщества.
Введение квалификационных требований к специалистам на всех этапах подготовки и проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа – это необходимость и веление времени. Это требования к уровню и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда специалиста.
Для оценки уровня компетентности считаем целесообразным ввести систему подтверждения квалификации специалистов-полиграфологов, которая создана на основе модели профессионального саморегулирования, широко применяется в международной практике и базируется на трех основных принципах: независимости, объективности и прозрачности.
Принцип независимости
Подтверждение квалификации специалистов-полиграфологов регулирует Международная комиссия по профессиональной этике, представляющая из себя профессиональную автономию, которая действует посредством сохранения баланса интересов между внутренним саморегулированием профессии и внешним - со стороны потребителей услуг и государства.
Международные квалификационные требования к специалистам обеспечивают интересы и ответственность всех участников данной Системы подтверждения квалификации.
Принцип объективности
Системой предусмотрено, что процедура подтверждения соответствия квалификации специалистов должна быть объективной, т.е. правила и способы определения соответствия знаний и компетенций профессиональной квалификации должны внушать доверие и быть нейтральными для всех.
В целях исключения субъективного фактора, система не предусматривает создание комиссий для оценки профессиональной компетентности специалистов, так как её главным основанием для подтверждения квалификации будет прохождение порогового уровня квалификационного экзамена (стандартизированных тестов в письменной форме).
Экзаменационные задания и порядок их оценки разрабатываются и утверждаются в соответствии с Международными квалификационными требованиями к профессии полиграфолога, Международной комиссией.
В соответствии с международной практикой, Система подтверждения квалификации предусматривает только добровольную форму прохождения процедуры.
Принцип прозрачности
Системой подтверждения квалификации предусмотрено, что все соискатели имеют равные шансы и возможности сдачи квалификационного экзамена. Специалисты, претендующие на получение квалификационного аттестата, могут ознакомиться с допущенными ими ошибками. Все выданные по итогам проверки аттестаты о подтверждении квалификации учитываются в специальном реестре и размещаются в сети Интернет.
Система подтверждения квалификации является площадкой для специалистов-полиграфологов, где они могут продемонстрировать свои знания и навыки. Успешно сдав квалификационный экзамен, они становятся более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Для общественности это будет показателем того, выпускники каких учебных заведений более успешно сдают квалификационные экзамены. Это будет незаменимая достоверная информация для будущих специалистов-полиграфологов при выборе учебного заведения.
Одна из важных проблем, на которой нельзя не заострить внимание и с которой, все чаще приходится сталкиваются полиграфологам разных стран – это специалисты и компании, занимающиеся обучением сознательному противодействию полиграфу. И, к большому сожалению, обучением противодействию проводимой проверке на полиграфе занимаются люди, выходцы из нашей профессиональной среды, которые пренебрегают всеми моральными и этическими нормами.
Чтобы развивать свою сеть клиентов, они открыто предлагают свои услуги, используя сеть Интернет и другие источники информации.
Как все мы хорошо знаем, при решении задач по предупреждению террористических актов в настоящее время широко используются специальные методы и технологии получения информации об источниках и характере террористических угроз. Для этих целей достаточно эффективно применяется инструментальная детекция лжи с использованием полиграфа. Оперативность, мобильность, возможность использовать методику в полевых условиях в сочетании с высокой достоверностью обнаружения признаков лжи, дает возможность обследовать подозрительных лиц на причастность к терроризму на вокзалах, в аэропортах и прочих общественных местах с помощью полиграфа. В дальнейшем, сочетание традиционных полиграфных проверок с новыми альтернативными методами, основанными на регистрации динамики биопотенциалов коры мозга, позволит еще больше повысить достоверность и эффективность проверок на причастность к террористической деятельности, выявлять террористические угрозы еще на этапе планирования.
Поэтому, наша задача заключается в том, чтобы донести до широкой общественности информацию не только о том, что ни один профессиональный полиграфолог никогда не будет открыто учить методам обмана на полиграфе, даже не потому, что это сложный процесс, требующий длительных тренировок и глубоких знаний работы прибора и психологии, но в первую очередь, потому что это может принести непоправимый вред всему обществу в целом в связи с постоянно возрастающей террористической угрозой во всем мире.
И здесь, как никогда актуален Кодекс профессиональной этики полиграфолога, который распространяется не на отдельно взятые ассоциации, а на международное сообщество полиграфологов.
Следуя примерам других профессиональных сообществ (медицинских работников и юристов), предлагается рассмотреть и рекомендовать Кодекс профессиональной этики полиграфолога, который в полном объеме раскрывает морально-этические принципы и нормы для специалиста в области специальных психофизиологических исследований.
Кодекс определяет для каждого специалиста правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности, основанные, прежде всего, на нравственных критериях, международных стандартах и правилах профессии.
Основные этические принципы деятельности полиграфолога, это, прежде всего:
- профессиональная компетентность;
- независимость, объективность и беспристрастность;
- порядочность;
- безупречное поведение;
- неукоснительное соблюдения принципа конфиденциальности.
Необходимо сделать так, чтобы человек придя в профессию, хорошо знал, руководствовался и выполнял все требования и нормы морали, принятые профессиональным сообществом полиграфологов.
Наша совместная деятельность в этом направлении преследует главную цель – предоставление потребителю качественных услуг в области профессиональной деятельности.